top of page

I MADE IT

Rinat Khaibullin (37).jpg

Rinat Khaibullin
Honored Master of Sports, Master of Sports of International Class, Honored Coach of the Republic of Kazakhstan.

Wikipedia - Rinat Khaibullin

Южная стена Лхоцзе (8516)

На то время основными мировыми лидерами в альпинизме были:
Райнхольд Андреас Месснер (нем. Reinhold Andreas Messner; род. 17 сентября 1944, Бриксен) — итальянский альпинист из немецкоговорящей автономной провинции Южного Тироля, Италия, первым совершивший восхождения на все 14 «восьмитысячников» мира, некоторые из них в одиночку
и Юзеф Е́жи «Юрек» Куку́чка (польск. Józef Jerzy Kukuczka; 24 марта 1948, Катовице, Польская Республика — 24 октября 1989, Лхоцзе, Гималаи, Непал) — польский альпинист, второй (после Райнхольда Месснера) в мире восходитель на все восьмитысячники планеты.
Что бы выяснить кто из них все таки лучший, они выбрали маршрут по Южной стене Лхоцзе в качестве критерия в итоге Рейнхольд Меснер, который безуспешно несколько раз пытался пройти Южную стену Лхоцзе, назвал этот путь «Маршрутом ХХI века» а Ежи Кукучка на второй попытке пройти стену, погибает, таким образом Месснер становится лучшим в мире.
Чтобы привлечь внимание общественности и прежде всего спонсоров сильнейшие альпинисты СССР Михаил Туркевич и Сергей Бершов выбирают «Маршрут ХХI века» - Южная стена Лхотзе в качестве объекта восхождения 3 й сборной команды СССР.
 Спонсорами проекта выступила итальянская фирма «Самас» и Госкомитет спорта СССР
Отбор в команду был организован по схеме отбора на пик Канченджанга,  только добавили требование наличия скалолазной подготовки, в итоге из Казахстана, только я один был приглашен на первоначальный отбор.
Первый отбор был проведен в феврале 1990 года на Кавказе, также провели отборы на скалах, физической подготовки и забег на Эльбрус, в том числе 3 х суточное пребывание на вершине Эльбруса (5642)

В августа 1990 года подготовка сборной на Памире
90.08    П. Корженевской(7105)    5А (Цеклина)    Хайбуллин (руководитель), Питра, Свергун, Макаров.
90.08    П. Корженевской (7105)    5Б (Попенко)    Хайбуллин (руководитель), Питра, Свергун, Макаров
90.08    П. Коммунизма (7495    6А (Черного)    Хайбуллин (руководитель), Питра, Свергун, Макаров

В состав экспедиции были включены парапсихолог Анатолий Непомнящий и кришнаит экстрасенс Алексей Трехлебов (чудеса в Душанбе магазин, топор, волга, повариха морковь, погода, предсказание 2 чела на вершине)

90.10    П. Лхотзе (до 8200М) (8516)    Хайбуллин (руководитель), Питра, Свергун, Макаров

Встреча команды у Премьер Министра Непала

В итоге в команду были отобраны сильнейшие высотно технически подготовленные альпинисты.

Встреча команды в посольстве СССР в Непале

Катманду столица Непала (Катмандеевка), типичные базары на улице, ступы Будды

Намче базар - неофициальная столица шерпов, по пути к базовым лагерям Эвереста и Лхотзе

Александр Питра у входа в национальный парк Эвереста/Сахартматха

Дети в деревнях на подходе к базовому лагерю

Озерцо вблизи нашего базового лагеря, продолжаются купания в холодной воде для получения магической энергии))

Рядом с нашем лагерем уже стоял лагерь сильнейших альпинистов Франции Пьер Бежан и Кристоф Профи, которые планировали пройти Южную Стену в альпийском стиле в двойке.

Мы с Сашей Питрой (Шуриман) были в друзьях еще в период спортивной роты и расположились в одной базовой палатке.

Первые маркетинговые фото первой частной компании МП "Туразия", которую мы открыли с братом Вадимжаном.

Сирдар экспедиции, наша группа (молодые) шли впереди экспедиции и наша задача была установка базового лагеря, сирдар всегда шел с нами и наслушался наш жаргон, когда основной состав экспедиции прибыл в базовый лагерь и в коллективной палатке московское руководство собрала нас всех в палатке для собрания, неожиданно зашел сирдар с гордо радостным выражением на лице громко произнес "zai...iss expedition", в итоге я как руководитель молодежного состава получил втык за непристойные выражения сирдара, потом пришлось отдельно объяснять значение этого выражения и места его употребления))).

Лама монастыря Тьянг Боче принимает руководство нашей экспедиции (меня брали в качестве переводчика), кришнаит Трехлебов в результатах переговоров с ламой получил сан монаха буддиста.

Алексея постригли в монаха буддиста

Первые "чудеса" в моей жизни

История 1.

Вся сборная собралась в Душанбе для проведения последней подготовки к вылету на вертолете на ледник Москвина для тренировок. В составе экспедиции нам представили Алексея Трехлебова кришнаида, который религиозными и экстрасенсорными способами должен был обеспечить успех нашего мероприятия. Для нас советских спортсменов выращенных на диалектике Маркса и тезисах Ленина это было шоком, но учитывая что отборки в сборную ещё были не закончены и шанс вылететь из основного состава оставался, мы особо не острили по такому роду усилению спортивного состава команды.

Около недели в Душанбе нашей задачей было проведение закупок необходимого хозяйственного имущества.

Так вот в одно из утро я получив список необходимого к закупу, я грустно направился к воротам альплагеря, где мы и жили. Грустно потому как 90 год был началом перестройки СССР и найти и купить необходимое было очень не легко. Не доходя до ворот я встретил Алексея и шутя попросил его помочь мне в моих закупках. От лагеря надо было пройти около 3 км до остановки, затем часик ждать маршрутку в 40 градусную жару, потом рыскать по всем магазинам столицы Таджикистана. Все это заняло у меня не менее 5 ти часов но в итоге я ничего нужного и не нашёл. Уже выходя из ЦУМа с сарказмом в душе подумал, просил же Алексея помочь а толку и нету.

Выходя из дверей ЦУМа увидел в 70 метрах на остановке свою маршрутку и с горечью подумал следующую ждать ещё не меньше часа и медленно побрёл к остановке. Маршрутка не уезжала и «дождалась» меня, доехал до своей остановки вышел идти по жаре ещё 3 км тоже грустно, тут останавливается ГАЗ 24, я молча сел в неё дорога одна шла в горы. Водитель оказался директором альплагеря, так я доехал прямо до места. Только захожу в ворота повариха наша смотрит на меня с вытаращенными глазами, я спрашиваю что случилось. Она и рассказывает сидела с Алексеем и чистила морковь, тут он встаёт и говорит, Ринат меня зовёт, пойду ему помогу. Отошёл куда-то на минут пять потом вернулся и говорит все нормально, сейчас он (Ринат) подъедет.

История 2

Приехали мы в Ачик Таш оттуда по плану  у нас вылет на вертолете на Москвина. В это же время сорвалась лавина на Ленина и снесла лагерь с 47 ми альпинистами, мы думали выйти на поиски пострадавших, но нам дали отбой сказав что на лавине уже работают сотни спасателей и мы там не нужны. Так как лагерь был международным пострадавшие были альпинисты со всего мира и спасатели прибыли со всего мира включая собак поисковых, поисковую аппаратуру и экстрасенсов, но никого не спасли и не нашли ни одного тела.

Мы прилетели на Москвина поставили лагерь и пошли плавать в морённом озере расталкивая ледышки, это входило в программу подготовки как средство набора божественной энергии, конечно же с подачи Алексея Трехлебова. С тех пор я и не купаюсь в воде температурой ниже 28 гр С.

Для акклиматизации сходили на Корженевскую 7131 м, затем по программе 6 Б по маршруту Чёрного на пик Коммунизма 7450 м. Разделились на 4 группы первый поток первые две группы вышли на стену. Я был во втором потоке. Погода была н очень хорошая, туман и порошил иногда снег. Так первые две группы и попали на сидячие ночевки без палаток. Мы выходили с разрывом в два дня и было грустно думать о ночевке на шести тысячной высоте ещё и без палатки. Стою смотрю на стену вижу только начало выше туман ещё и грозно синеватый. Алексей, сделай пожалуйста нам погоду, обратился я к Алексею.  Говорит хорошо, отходит метров на 30 садится на валун большой, достаёт свои бубенцы и начинает молится припевая. Утром вышли на стену, справа классика в грозном тумане и похоже как ещё и со снегом, а над нами дыра в облаках ещё и голубое небо просматривается, дыра метров триста в диаметре. В общем нормально лезем по сухим скалам и почти при солнце. Подходим к месту где запланирована ночевка и где предыдущие группы спали сидя, Петр Казачок пролазит ещё метров тридцать и находит место где можем установить две палатки, в итоге спим в палатка, в комфорте.

Сходили гору в комфорте спустились потом «сбегали» всей сборной за 10 часов на пик Корженевскую опять и полетели домой.

На маршруте

Скальные участки маршрута (Макаров, разрыв связки около 8000 м)

Траверс ледового склона, при малом снегопаде здесь шел лавинный поток снега в перемежку с камнями, поток аккумулировался с верхней части стены (около 3х км) и данный участок был обьективно опасен особено при снегопаде.

Станция "перестежки" спуск по веревкам (4 км) составлял 2 дня, моя спусковая система перетерлась на половину, и отработала только эту экспедицию.

Лагеря на маршруте

Лагерь 2, двумя группами рубили лед около 2х часов, поставили палатку, всю ночь потоки снега срезали верхний слой снега на льду, в потоке пролетали камни, никто не спал, в итоге лагерь демонтировали и переход от лагеря 1 до лагеря 3 был около 1500 метров препада.

Лагерь 3 (6400), установили на снежной полке, которая могла обрушится в любой момент, всегда были пристегнуты, в том числе ночью, спали в ботинках, все снаряжение было привязано

Сверху сыпало, накрыли полиэтиленом.

Лагерь на перемычке (7800)

Сергей Тарасов

Александр Питра

На вершину вышли Владимир Каратаев (РФ) и Сергей Бершов (Украина)

Владимир Карататев

Сергей Бершов

It doesn't matter how many times you've been knocked down, but how many times you've gotten up.